ФГБОУ ВО Курганский государственный университет

филиал : Куртамышский сельскохозяйственный техникум

  • Увеличить размер
  • Размер по умолчанию
  • Уменьшить размер

Телегина И.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

ФГОУ СО «Куртамышский сельскохозяйственный техникум»

Реформирование всей общественной жизни, начатое в нашей стране, активизировало все её многогранные стороны, в том числе поставило и  решает вопрос о перестройке системы образования, совершенствования преподавания всех учебных предметов, включая и математику. Это заставляет сегодня искать новые пути, новые подходы для успешного решения учебно-воспитательных задач по преподаванию математики в системе СПО.

Математика является одним из важнейших предметов и в то же время самым трудным в познании из-за повышенного уровня абстракции. Потому чрезвычайно актуальной становится проблема формирования  познавательного интереса студентов к математике. Эта проблема не нова. Ещё Я.А.Коменский в книге «Великая дидактика» писал: «Всеми возможными способами нужно воспитывать в детях горячее стремление к знанию и учению» и в настоящее время этой проблеме уделяется  большое внимание. Б.В.Гнеденко в статье «О математических способностях и их развитии» пишет: «Чтобы подавляющее большинство успешно овладевали основами математического мышления, необходимо вызвать интерес к предмету, а затем непрерывно его поддерживать»

       Анализ педагогических и методических журналов «Математика в школе», «Народное образование» показал, что одним из путей формирования познавательного интереса является включение в учебный процесс исторического материала и биографических данных великих учёных.

Необходимость включения элементов историзма в процесс обучения математики признавалось и раньше Ф. Клейном, Н.И.Лобачевским, А.Пуанкаре и др. История науки и её возможности рассматриваются также в трудах современных учёных: Б.В.Болгарского, Г.И. Глейзера, И.Я. Депмана, Б.В. Гнеденко, А.П. Юшкевича и др. Интересны работы Вилейтнера Г., посвящённые развитию математики в период от времён Р. Декарта до середины XIX столетия. В большинстве своём авторы рассматривают историю науки в её динамике развития: что и в какой период было сделано, упоминая при этом имена открывателей, но, не останавливаясь на каждом подробно. Хотя есть ряд авторов, которые в своих работах делятся опытом применения на уроках и во внеклассной работе исторических данных в совокупности. За последнее время в журнале «Математика в школе» в помощь учителю появляются разработки внеклассных мероприятий, посвящённые конкретному учёному, даются рекомендации по введению аналогичного материала на уроках.

       Вместе с тем анализ показывает, что биографические данные многих учёных, также вопросы включения в процесс обучения  математике  рассмотрены недостаточно. Этот факт подтверждают беседы с учителями ряда школ Курганской области, которые указывают на затруднения отбора материала для сообщений на уроке. Вызвано это тем, что современная литература по истории математики мало освещает деятельность учёных и их роль в становлении науки. Учитель же должен постоянно иметь широкий запас сведений по истории предмета, чтобы в подходящий момент его использовать.

      Знание жизненного пути учёного, его роль в развитии науки, эпохи  в которую он жил и творил, связь его трудов с предшественниками и значение его научного исследования для дальнейшего развития науки, побуждает учащихся к активному познанию учебного материала, а учителю даёт возможность выяснить происхождение многих понятий, основных идей науки, постановок задач и методов их исследования и многое другое. Не все учёные математики в полной мере представлены в современных исследованиях по истории науки. Так обстоит дело с плеядой замечательных швейцарских учёных Бернулли, чей талант на протяжении многих десятилетий позволил сделать много удивительных, а порой уникальных открытий. 

Современные исследования творческой деятельности многочисленных членов семейства Бернулли разрознены, неполны и во многом противоречивы. Поэтому была создана исследовательская группа студентов специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)», которые занимались сбором, изучением материала по данной проблеме. Исследования строились на анализе имеющихся в областной библиотеке первоисточников научных трудов и писем современника Бернулли  Л.Эйлера. Из современных источников хочется выделить два научных труда, которые помогли в нашей работе: Григорьян А.Т., Ковалев Б.Д. «Даниил Бернулли(1700–1782)».-М.:Наука,1981, Никифоровский В.А. «Великие математики Бернулли».- М.:Наука,1984, а также CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2008, интернет.

Перечислим ряд других немаловажных причин, способствовавших в выборе темы исследования.

1.Интересен сам по себе род Бернулли: его необыкновенно- устойчивая одарённость, переходящая из поколения в поколение, проявление математического дарования уже в раннем своём развитии, непреодолимое стремление к точным наукам, широта и глубина знаний.

Как случилось что старинный род, интересы которого  не выходили за пределы юриспруденции и других почтенных занятий, породил плеяду девяти замечательных математиков, которые на протяжении более столетия (XVII-XVIII вв.) демонстрировали самоотверженное служение математике, механике, физике.

      Помимо математиков, среди Бернулли были историки, архитекторы, искусствоведы и т.д. Не менее тридцати представителей Бернулли обладали выдающимися талантами.

      Незаурядность, передающаяся по наследству, явление достаточно редкое. Мы привыкли слышать о выдающихся одиночках и их потомках, о которых говорят, что природа, истратившись на гения, отдыхает в его детях. Род Бернулли не предоставил природе такой возможности. Как же сформировались те начальные условия, которые определили судьбу и научную карьеру семейства Бернулли. Поэтому в исследовательской работе была поставлена задача: хотя бы немного приоткрыть тайну уникальности этого рода, разглядеть предпосылки его появления и успешного процветания.

2.С минимальным риском можно ошибиться, если утверждать, что в любой математической книге непременно встретится фамилия Бернулли. Но авторы зачастую забывают указать, кого из многочисленных Бернулли они имеют ввиду. Пишут просто уравнение Бернулли, интеграл Бернулли, метод Бернулли, теорема Бернулли, числа Бернулли и т. д.

Следовательно, следующая задача – конкретно показать «кто есть кто», какими открытиями в математике мы обязаны каждому из Бернулли.

3.Не менее интересным является и то, какое историческое место занимают открытия Бернулли и каково их дальнейшее развитие. Как оценивается научный вклад рода Бернулли нашими современниками.

4.Несмортя на свою популярность в научных кругах, фамилия Бернулли, к сожалению, мало, о чём говорит современному студенту. В самой доступной для книге - учебнике, сведений о великих учёных мало, а лучше сказать, совсем нет. Хотя значимость данного материала в развитии познавательного интереса студентов высока.

     Таким образом, перечисленный ряд причин позволил сформулировать цель работы: исследовать проблему рода Бернулли - его уникальности и научного вклада в математику.

Результаты исследования студентов представлены в разработке, которая используется в качестве дополнительного познавательного материала на занятиях по математике, теории вероятностей, самостоятельной работы во внеурочное время.